Любите ли вы деньги? Что за вопрос! – воскликнет большинство из нас. А между тем, существуют семьи, которые с выражением “любить деньги” категорически не согласны. Деньги можно ценить, уважать, но любить… Давайте заглянем в гости к такой семье.
Итак, семья Семеновых: жена Наталья – сотрудник Третьяковской галереи с зарплатой 12-15 тысяч рублей, муж Виктор – профессиональный фотограф. Дочь Настя учится в институте. Финансовое положение семьи находится в полной зависимости от количества заказов у Виктора, при этом среднемесячный его доход составляет около 1500 долларов в месяц. Тем не менее, семья имеет две неплохие машины, трехкомнатную квартиру в престижной районе Москвы, а у Виктора имеется собственная фотостудия в половине дома недалеко от МКАД. Очевидно, что семья имеет достаток, но каков был путь к нему?
Французская косичка и платье в цветочек
В 1986 году Виктор работал фотографом в архитектурном НИИ, но считал себя музыкантом: в то время его группа “Мышеловка” уже стала лауреатом Грушинского фестиваля. Работа в НИИ позволяла Виктору много времени посвящать репетициям и подготовкой к концертам, а также давала возможность пользоваться казенной фотоаппаратурой. Однажды знакомый пригласил Виктора подхалтурить – сделать несколько фотографий в Третьяковской галерее. Именно там он встретил свою жену Наташу – милую девушку в цветастом платье и с французской косичкой. В тот вечер они вместе ушли из Третьяковки и больше не расставались.
Через два года у супругов родилась дочь Настя. В том же году группу Виктора пригласили на работу в “Табакерку” – театр Олега Табакова. Они работали в спектаке “Каструччо” пять лет с большим воодушевлением, а потом попросили администрацию театра поднять им гонорар, так как оплата выступлений была разве что символической. Им отказали, а вскоре спектакль был вовсе снят с репертуара.
На дворе был 92-й год. Рассыпающаяся экономика, пустота в магазинах, талоны на сигареты, надвигающаяся на страну нищета… Виктор всеми силами пытался зарабатывать музыкой, считая ее делом своей жизни, однако было ясно: семью этим не прокормить. Чем заниматься, чем зарабатывать на жизнь? – этого Виктор тогда не знал.
Однажды он в качестве видеооператора попал на семинар немецких рекламных фотографов. Сняв на видео все их мастер-классы, он понял: это то, чем он хочет заниматься. Однако тут его ждало неприятное открытие: для работы в рекламной фотосъемке нужна очень дорогая профессиональная техника. От мечты пришлось отказаться.
Какая ты – моя цена?
Первый собственный профессиональный фотоаппарат у Виктора появился в 94-году – его привезла жена из заграничной командировки. Сейчас этот Nikon вышел на заслуженный отдых и хранится у супругов как память, а в то время он просто спас им жизнь. Постепенно появились заказы, а Виктор обнаружил в себе отсутствие очень важного навыка: он совершенно не умел называть себе цену. Заказ за заказом он выполнял работу в несколько раз дешевле, чем это было принято. Ценить свою работу Виктора научила, как водится, сама жизнь. В 95-м году серьезно заболела и надолго попала в больницу жена Наталья, нужны были дорогостоящие лекарства. Тогда Виктор и изменился. Он стал совсем другим человеком, совсем по-другому стал разговаривать с заказчиками, свою цену он называл теперь сходу, легко и уверенно.
Звонок другу: студию в студию!
Любому профессиональному фотографу необходимо специально оборудованное помещение – студия для съемок. Оказалось, что в Москве найти подходящее помещение и удержать его крайне сложно. Предпоследней студией Виктора было подвальное помещение, откуда Виктор с приятелем сами выгоняли крыс и ремонтировали собственными руками. Однако вскоре их “попросили”, потребовав вывезти оборудование буквально к утру. Виктор позвонил Наталье, которая в то время была в командировке в Берлине. Наталья обзвонила из Берлина всех своих знакомых и нашла студию, фактически сохранив бизнес мужа.
Наталья всегда принимала участие во всех рабочих делах мужа, всячески поддерживала и помогала ему, поэтому супруги приняли решение работать вместе. Наталья взяла на себя бухгалтерию и организационную работу, занималась заказчиками и моделями, вела документооборот и разбирала файлы фотосъемок. Через три месяца Наталья поняла, что будучи полноценным работником мужа, она может потерять семью. Отношения “начальник-подчиненный” не шли на пользу семейно жизни. К тому же она соскучилась по своей работе в Третьяковке…
Откуда же взялась студия? В молодости Виктор, помимо занятий музыкой, был инструктором по горному туризму. Спустя много лет он встретил старого друга, товарища по горам. Вспоминая прошлое, друг неожиданно предложил Виктору построить по полдома на своем участке недалеко от МКАД. Виктор сразу подумал о фотостудии.
Стоимость аренды студии в Москве – 500-1000 долларов в месяц. Подсчитав возможные затраты, Виктор решил, что строительство собственной фотостудии в перспективе будет выгоднее. Собрав все семейные накопления, супруги вложили их в стройку. Несмотря на то, что строительство съело в 10 раз больше, чем предполагалось, Виктор был счастлив: у него появилась просторная, светлая, а главное – собственная фотостудия. Казалось бы, о чем еще мечтать? Однако переводить дух было рано – студию надо раскручивать и окупать, искать и набирать заказы, расширять дело, нанимать сотрудников.
Государство все равно что теща
Виктор считает: деньги нужно вкладывать не в банки, а в бизнес. При этом стоит хорошо рассчитать, во что именно. “Если я куплю еще одну камеру за 20-30 тысяч евро – это не принесет мне дополнительной прибыли. Поэтому вкладываться нужно в поиск новых заказов, загрузку студии, менеджеров, создание сайта для продажи своих работ”, – говорит Виктор.
На первое время, для поддержки фотостудии и оплаты работы менеджера Виктору нужен некий резервный фонд. После строительства студии у супругов не осталось ничего, поэтому средства нужно набирать заново. Помня о дефолте и финансовых пирамидах 90-х, Виктор очень настороженно относится к кредитам, банкам и ПИФам. Он понимает, что полное недоверие – это тупиковый путь, но перешагнуть через себя ему крайне сложно.
Супруги обратились за помощью к финансовому консультанту. Что же консультант может им предложить?